Открытые Общественные Слушания Проекта СНБ В НС РА
3 Декабря, 2006 00:00Сопровождающий доклад Генерал-Майора Гайка Котанджяна
ГЕНЕРАЛ – МАЙОР ГАЙК КОТАНДЖЯН
СЕКРЕТАРЬ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ КОМИССИИ ПО РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РА, НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА, ДОКТОР ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК
Многоуважаемое Национальное собрание
Уважаемый г-н Председатель Национального Собрания
Уважаемый г-н Министр
Уважаемые дамы и господа,
Позвольте кратко доложить о процессе и методологии разработки Стратегии национальной безопасности Межведомственной комиссией, созданной в прошлом году Президентом Республики Армения по предложению Секретаря Совета национальной безопасности и Министра обороны.
Несколько слов о Комиссии.
Проект главного политического документа подготовлен продолжительными коллективными усилиями 28 членов Межведомственной комиссии и поддерживающих их десятков экспертных групп. Комиссия была сформирована из замминистров и их эквивалентов, занимающихся задачами, отражающими проблемы устойчивого и безопасного развития подведомственных сфер, а также депутатов Национального Собрания. Около половины из членов Комиссии имеют звания докторов и кандидатов наук, среди них два академика. В составе Комиссии четыре генерала, два дипломата с рангами посла и полномочного министра. Председатель Межведомственной Комиссии является одним из создателей и руководителей системы безопасности РА и НКР. В своем постановочном брифинге он на первом заседании сориентировал Комиссию на приверженность принципам профессионализма, прозрачности и демократичности в процессе разработки документа. Особое значение было придано решению весьма непростой задачи - обеспечению методологической совместимости членов Комиссии, представлявших 19 различных ведомств. В решении данной задачи большую роль сыграли консультации с экспертами Российской Академии государственной службы при Президенте РФ. Неоценимую помощь оказали американские коллеги: в Ереване по нашей просьбе для замминистров и эквивалентных должностных лиц - членов Межведомственной комиссии был проведен методологический семинар высококвалифицированными специалистами из Национального Университета Обороны США.
При разработке первого для Армении подобного документа общеполитического масштаба и организации работы Комиссии приходилось считаться с фактом отсутствия в нашей республике научной школы в области науки о безопасности. В академическом сообществе Армении мало также экспертов, получивших специализацию в ведущих зарубежных безопасностных школах. Все уважаемые участники сегодняшнего открытого общественного обсуждения знают, что лишь единицы из армянских специалистов подтвердили свою профессиональную квалификацию в научных советах, специализированных в области безопасности. Исходя из данных реалий, разработка профессиональной основы будущей Стратегии национальной безопасности преимущественно опиралась на экспертный потенциал, накапливаемый в годы независимости ведомствами так называемого безопасностного круга. Речь идет о специалистах Минобороны, Министерства иностранных дел и ряда других ведомств, получивших квалификацию в общепризнаных специализированных зарубежных профессиональных центрах.
Сегодня мы можем придать гласности тот факт, что Министерство обороны Армении в служебном режиме занимается разработкой Концепции национальной безопасности с 1992 года. Данная работа началась практически с начала создания Вооруженных сил независимой Армении - в тесном сотрудничестве с прогрессивными экспертами, осмыслявшими стратегию переходных политических процессов в постперестроечной демократической России. Признательности заслуживают русские коллеги из Центра методологии исследования международных отношений Дипломатической академии МИД РФ, Российской академии управления, плодотворно сотрудничавшие в тот период с коллегами из Гарвардского и Йельского университетов в области политологии переходных процессов. Были полезны контакты с экспертами кафедры военно-политичесских наук Академии Генштаба России, а также Российской Академии военных наук. Обновление служебного документа министерства обороны "Основы военной политики Республики Армения: военно-политический аспект национальной безопасности" развернулось с 2000 года, после возвращения Сержа Саркисяна из Министерства национальной безопасности на должность руководителя оборонного ведомства.
Владея российской методологией разработки концепции национальной безопасности, Министр обороны Армении решил расширить горизонт теоретико-методологических знаний нашего ведомства в области национальной безопасности в ведущих исследовательских центрах США и Европы. Посредством академической стажировки специалистами Минобороны Армении по-дальновидному были освоены также западные программы в Национальном Университете Обороны США, Корпорации РЭНД и Центре имени Дж. Маршалла.
Однако это не значит, что армянский документ скопирован с американского или российского оригинала. И ответ на данный вопрос принципиален. Руководитель Межведомственной комиссии Армении принял неоспоримо верное решение. Он исходил из того факта, что безопасностная среда, национальные интересы и цели, ресурсы и приоритеты по их использованию в целях обеспечения национальной беопасности для любой страны уникальны. Поэтому наша Комиссия, пользуясь наиболее передовыми методологическими наработками мира, консультациями ведущих профессиональных школ России и Запада, развернула единственно верную, а именно - самостоятельную разработку национального безопасностного документа.
В прессе документ называют по-разному: "концепция" или "стратегия" Национальной безопасности, иногда не придавая значения сути этих двух разнящихся подходов. Наша Комиссия разрабатывала Стратегию, но не Концепцию. Объяснение же данному разночтению кроется в предпочтении европейской или американской методологии в разработке документов. И я считаю необходимым дать этому краткое разъяснение.
Европейская традиция предполагает двухшаговую разработку главных политических документов по национальной безопасности. На первой стадии разрабатывается "Концепция", которая, как свидетельствуют европейские эксперты, преимущественно отвечает на вопрос "Что?". Затем на базе "Концепции" разрабатывается "Стратегия", которая призвана отвечать на вопрос "Как?" Современная американская методология разработки Стратегии национальной безопасности предполагает применение системного подхода к поиску ответов на оба вопроса - "Что" и "Как". Армения выбрала данную динамичную модель разработки Стратегии национальной безопасности, нацеленную не только на систематизацию взглядов и теоретизирование вокруг идей об угрозах и направлениях их парирования, но и на деятельность и ее приоритеты по обеспечению безопасного развития армянского общества посредством демократических реформ.
С точки зрения содержания документа специфика заключается в нацеленности Стратегии на многовекторный баланс безопасностных ориентаций, а также трансформирование общества путем демократических реформ и интегрирования в международное сообщество. Данная особенность документа была отмечена на академических апробациях в Вашингтоне, Брюсселе и Москве. Академический Комитет Национального Университета Обороны США в качестве системообразующих параметров Стратегии назвал именно эти две идеи: многовекторный баланс безопасностных ориентаций, а также демократическое реформирование общества. Принципиально важным следует считать установку Председателя на создание профессионального надпартийного документа.
Другая особенность в том, что Комиссией параллельно разрабатывались два взаимообусловленных и органично взаимосвязанных продукта: Стратегия национальной безопасности и портфель ведомственных программ по обеспечению реализации Стратегии национальной безопасности во всех сферах жизнедеятельности Республики Армения. Итак, сегодня все министерства Армении в результате участия в разработке единой Стратегии в составе Межедомственной комиссии имеют проекты ведомственных программ по реализации данной стратегии в конкретных сферах жизнедеятельности армянского государства.
Позвольте пользуясь возможностью проинфромировать широкую общественность о том, что легло в основу межведомственной разработки проекта документа. На подготовительном этапе разработки велись на основе систематизации продуктов многолетних служебных наработок в сотрудничестве с российскими партнерами; защищенное в Школе национальной безопасности Национального Университета Обороны США наше монографическое исследование теоретико-методологического характера "Разработка национальной безопасности Республики Армения в контексте архитектуры региональной безопасности Южного Кавказа". Основой же межведомственной разработки документа стал доклад министра обороны Армении "Основные направления Стратегии национальной безопасности Республики Армения". Экспертами из Москвы, Вашингтона и Брюсселя доклад министра был оценен как фундированный профессиональный материал и рекомендован в качестве базового текста для межведомственной разработки Стратегии национальной безопасности Армении.
Согласно оглашенному в интернете календарю заседаний разделы Проекта рассматривались дважды - как на этапе мозаики предложений, наложенных на базовый текст доклада, так и на этапе консолидации доредактированного проекта. Работа Комиссии доказала эффективность взаимных консультаций среди ее состава особенно с точки зрения выявления пограничных междисциплинарных проблем и путей их интерактивного разрешения. Данный процесс велся с использованием современных компьютерных технологий и традиционных методов документирования.
В процессе проведения семи заседаний членами Комиссии было представлено 615 предложений. Их анализ и включение в текст проводились в результате коллективных взаимных экспертных консультаций с членами Комиссии.
Я бы отметил профессионализм и личную ответственность за качественный вклад в коллективный продукт, проявленные большинством из членов Комиссии. Следует отдать должное толерантности и консолидирующим усилиям председателя в отношении разнообразия мнений, нередко отражающего объективный конфликт интересов между ведомствами.
Председатель Комиссии предпочел современный стандарт открытой надпартийной профессиональной полемики в наиболее авторитетных профессиональных центрах мира возможным политически предвзятым дискуссиям среди неспециалистов. Речь идет о выборе конфигурации апробаций, в совокупности отображающих сущность многовекторной безопасностной политики Армении: и Москва, и Вашингтон, и Брюссель. Притом, о сделанном выборе нетривиальной, сложной модели апробаций были заранее уведомлены все наши партнеры: московские, вашингтонские и брюссельские. С большим удовлетворением следует отметить, что в ответ на официальные просьбы по организации внешних апробаций Председателя нашей Комиссии Сержа Саркисяна с готовностью откликнулись Секретарь по Обороне США, Секретарь Совбеза РФ, а также руководство НАТО.
Краткий обзор оценок таков: Академический комитет Национального Университета Обороны США - "межведомственный процесс разработки Стратегии национальной безопасности Республики Армения и ее продукт соответствуют современным методологическим стандартам"; Совместная экспертная группа кафедр Национальной безопасности и Международных отношений РАГС при Президенте РФ - "Проект Стратегии национальной безопасности Республики Армения является зрелым продуктом систематизированных усилий Межведомственной комисии"; Международная советническая группа по безопасности европейских стран-членов НАТО - "Проект документа всесторонне научно обоснован". Большую ценность представляют рекомендации, представленные Комиссии данными профессиональными школами. Важно отметить, что предложения делались в рекомендательном ключе с пониманием того, что разработка национального политического документа - дело ответственности властей Республики Армения. Особого внимания заслуживают открытые обсуждения на расширенных заседаниях Ученого совета Ереванского Университета и Президиума Академии Наук.
Роль аналитико-координационного и редакционного звена Межведомственной комиссии играет недавно учрежденный Институт имени генерала Драстамата Канаяна. Именно здесь с позиций национальных интересов Республики Армения анализируются и обобщаются как внутренние, так и внешние рекомендации с представлением предложений Комиссии. Вместе с тем разработка Стратегии национальной безопасности Республики Армения является лучшим инструментом для калибровки будущей деятельности Института в области национальных стратегических исследований.
Другим продуктом усилий Комиссии я бы назвал прикидку модели деятельности Совета национальной безопасности, апробированную на практике межведомственного сотрудничества в процессе сопряжения разработки единого портфеля стратегических документов общенационального и ведомственного масштаба. Председателю, управляющему межведомственным процессом, удалось вместе с коллегами из Комиссии в значительной мере продвинуть понимание постановки деятельности Совета национальной безопасности на регулярную и практическую основу.
Разумеется, весьма важной функцией внешних апробаций проекта Стратегии являлся обмен мессиджами в формате академической профессиональной полемики по наиболее чувствительным аспектам национальной безопасности с партнерами.
Уважаемые коллеги, позвольте сделать предложение по вводу в действие обсуждаемого документа. В случае трансформировния Стратегии в Закон последний станет смирительной рубашкой для политичесского поведения как гоосударственных, так и неправительственных субъектов в процессе демократического реформирования армянского государства и гражданского общества. В связи с этим предлагаю внести соответствующее изменение в действующий Закон о нормативных актах.