Отрывки из интервью Министра обороны РА Сейрана Оганяна программе «1-е интервью» Общественного телевидения
15 Ноября, 2011 00:00
-В Армении стартует осенний призыв. Нет необходимости отметить, какое ключевое значение имеет для армии его успешное проведение. Г-н Оганян, есть ли особенность в этом призыве?
Ответ – Надлежащее и законное проведение призыва является одной из приоритетных целей Министерства обороны, и в ходе каждого призыва бывают особенности. Подготовительные работы достаточно существенны. Чтобы все прошло справедливо и без правонарушений, мы регулярно проводим реформы, которые направлены как на надлежащее исполнение всех пунктов призывных мероприятий, так и задач регистрации, медосмотра, распределения призывников по воинским частям на сборном пункте и медицинского обследования. В ходе этого призыва мы уделяем достаточно большое внимание медицинским вопросам, это является одной из особенностей. Ежегодное подведение итогов призыва уже стало традицией: в его процессе мы обобщаем результаты призыва и ставим задачи. В субботу мы подвели итоги весеннего призыва 2011 года и поставили задачи для этого призыва. Во время каждого подведения итогов в первую очередь мы опираемся на результат, чтобы обеспечить дальнейший прогресс. От призыва к призыву мы имеем достаточный прогресс, но бывают также упущения, фиксируются случаи коррупции, одновременно с требовательностью увеличиваются коррупционные риски. По этим проблемам и Министерство обороны, и Полиция, и Служба безопасности, и Прокуратура проводят серьезные мероприятия.
Одной из особенностей этого призыва также является то, что механизмы поступления тревожных сигналов и подачи жалоб поставлены на достаточно высокий уровень. По приказу Министра обороны под эгидой Общественного совета при Министре обороны создана комиссия, которая обсуждает заявления-жалобы граждан, принимает соответственные решения, представляет их компетентным органам. Кроме того, существует горячая линия – по телефону 1-88. Отмечу, что вопросы защиты прав человека очень важны для нас, поэтому, пользуясь случаем, призываю наше общество при наличии вопросов обращаться в центральный аппарат Министерства обороны, к Начальнику Главного Штаба, заместителям Министра, в мой аппарат, лично ко мне. В то же время сообщу, что вопросы поступления тревожных сигналов и подачи жалоб находятся также в центре внимания защитника прав человека Армении: его военный советник в любой момент может войти в военный комиссариат и провести проверки. Каждый тревожный сигнал и жалоба помогут нам усовершенствовать работы по проведению призыва. В последний период времени мы также нашли механизмы международного контроля, например, ереванский офис ОБСЕ и другие организации, получая наше одобрение и поддержку, проводят призывные мониторинги. Защита прав каждого гражданина является приоритетной задачей нашего ведомства.
– Г-н Министр, если мы, конечно, не открываем военную тайну – после призыва в армию когда воин начинает общаться с оружием? Когда он считается уже полноценным солдатом армии?
Ответ – После призыва в армию каждый воин в течение 35 дней проходит программу предварительной подготовки воина и шесть месяцев учится в составе общесборного подразделения или подготовительного батальона новобранцев, то есть, с первого же дня в процессе адаптации он начинает общаться с оружием, и к степени готовности доходит после шестимесячной службы.
– Почему я это отметил, потому что чуть позже мы коснемся также происшествий в армии, которые имеют общественный резонанс, иногда мы слышим о происшествиях, случившихся вследствие неправильного обращения солдата с оружием. Откуда это идет? В каком звене допускается ошибка?
Ответ – В общем и целом это касается первых шагов – процесса адаптации и проблемы владения минимальными навыками профессии воина. В связи с этим призываю каждого новобранца – в первую очередь быть стойким, законопослушным, отстаивать свои права, а в исполнении своих обязанностей быть добросовестным. Родителей, которые посылают своих сыновей на воинскую службу, призываю быть терпеливыми и уверенными, так как в первые же дни воинской службы создаются все условия для установления, изучения и контроля правил безопасности. Другое дело, насколько быстрыми темпами каждый солдат начинает владеть правилами безопасности и насколько бывает способен всегда соблюдать и не нарушать эти правила. К сожалению, случаи нарушения правил безопасности бывают. Ни одна армия на свете не застрахована от этого, поэтому мы должны дойти до такой степени, чтобы военнослужащие в предпризывном возрасте идейно были готовы в определенный период овладеть профессией военного. В ходе шестимесячной службы мы даем воину минимальные навыки этой профессии и пытаемся шлифовать его физические, военно-патриотические, моральные качества, при этом не закладывать их, а шлифовать, потому что все это он должен был получить в предпризывном возрасте.
– Никто не будет спорить о том, что в армии нам нужны морально стойкие, сильные воины, потому что наше географическое положение и сегодняшняя ситуация диктуют, что мы должны иметь боеспособную армию и ни на секунду не отступать от этих позиций. Каким путем Вы работаете для решения этих задач? Недостатки должны быть в первую очередь устранены в командном составе, или в работах по подготовке призыва?
Ответ – К этому процессу должен быть проявлен скоординированный подход. Думаю, что в каждом звене должны серьезно работать в этом направлении. Работы должны быть проведены как в предпризывном возрасте и в ходе воинской службы, так и после воинской службы, потому что они составляют часть ресурсов мобилизации. Работы предпризывного возраста направлены на военно-патриотическое воспитание, в этом плане все школы сегодня прикреплены к воинским частям, высшие учебные заведения – к руководящему составу наших Вооруженных Сил, и мы вместе со школами и ВУЗами проводим различные мероприятия военной и идеологической подготовки. В последние годы эти работы стали более последовательными, потому что мы также совершенствуем учебно-материальную базу, повышается уровень подготовки военных руководителей. Следующее направление – задача укрепления физической подготовки и здоровья военнослужащих. К сожалению, здесь у нас есть некоторые препятствия: сегодня в армию призываются люди, которые имеют физические проблемы, они не занимаются регулярной физической подготовкой и спортом. В этом случае велика роль школы. Бывали случаи, когда в Республиканскую медицинскую комиссию представлялись новобранцы, которые впервые проходили медицинское обследование, в то время как их должны были обследовать и уже вылеченными представить комиссии. Хотел бы также отметить, что всему этому должно быть уделено большое внимание. Кстати, физическая подготовка и здоровый образ жизни необходимы не только военным, но и каждому гражданину. Так что каждый человек лично ответственен за свою физическую подготовку и физическое закаливание. Так записано и в обязанностях военнослужащих. После завершения воинской службы в родные дома возвращаются достаточно изменившиеся, волевые люди с мужскими качествами, наделенные моральными и другими качествами и навыками.
– Г-н Министр, не выделяя какой-либо чрезвычайный случай, поговорим о происшествиях вообще. В данном случае снова перед Вами ставится требование – почему те люди, которые в том или ином случае имеют прямую ответственность, не наказываются?
Ответ – Отмечу следующее: в отношении к происшествиям в первую очередь нетерпимо руководство армии, которое лучше владеет ситуацией. Мы первыми хотим выявить их, так как раскрытие каждого преступления укрепляет дисциплину в армии, и создается атмосфера, способствующая улучшению межличностных отношений. Мы в сегодняшнем информационном поле не можем ничего скрыть от нашего общества. В этом процессе участвуют все родители пострадавших военнослужащих. К сожалению, исходя из режима секретности, мы не делаем их участниками всех тех совещаний, собраний и коллегий, которые проводим. Если бы они хоть раз присутствовали, тогда увидели бы – насколько мы требовательны в ходе этих обсуждений. Так что мы открыты перед обществом, атмосферы безнаказанности нет. По каждому случаю возбуждается уголовное дело: мы информируем о тех, кто привлекается к уголовной ответственности, кто нет – по служебному расследованию получают дисциплинарные взыскания. Считаю, что нашу каждодневную работу, каждую деталь мы не должны раскрывать всему миру. Мы также уделяем большое внимание хорошим работникам. Они поощряются: для получения результата нужно опираться на хорошее.
– Министерство обороны сотрудничает и с общественными организациями, которые также пытаются получить ответы на свои вопросы, но недавно с Вашей стороны прозвучал жесткий отклик в адрес общественных организаций, нужно ли было делать так?
Ответ – Я откликнулся в рамках правового поля, снова представил обществу мою точку зрения – мы готовы на диалог с обществом. Мы имеем такой опыт: армия работает с общественными организациями с момента своего рождения. Есть разные общественные организации, которые конструктивны и пытаются нам помочь, дают советы. Однозначно их советы принимаются. Есть множество людей, напечатавших в газетах различные материалы, пусть они скажут, насколько детальные решения в связи с этими материалами принимает Министр обороны и посылает в воинские части. Но мы нетерпимы по отношению к тем людям, которые пытаются охаять армию, приравнять нашу работу к нулю, причем это такие люди, часть которых не служили в армии. В этом случае я выражаюсь так: а судьи кто? Кто вы такие, чтобы нас судить? Нас могут судить профессионалы, которые связаны с нами работой. Но, тем не менее, мы готовы на диалог, мы готовы принять все здравые предложения.
– Г-н Министр, все эти наши озабоченности, и в том числе сегодняшняя беседа, подразумевают одну вещь: чтобы молодой человек, который идет в армию, пошел туда с полноценными моральными и волевыми качествами и вернулся бы с ними, если не сказать, с удвоенными. Это называется одним словом – боеспособность. Вы гарантируете эту боеспособность? Мы, граждане, можем спокойно спать в нашей стране, думая, что на боевых позициях стоит боеспособный солдат?
Ответ – Я считаю, что экзамен своей боеспособности каждая армия сдает во время боевых действий. Сегодня, руководствуясь принципом «превосходно обеспечить преимущество по отношению к противнику», приходим к тому заключению, что наши военнослужащие, действительно, должным образом справляются с этой задачей. Этот экзамен мы также сдали во время борьбы за свободу Арцаха. Наш солдат своей героической службой доказывает это каждый день. В результате службы, которую несли наши военнослужащие в течение последних 17 лет, мы пришли к такой ситуации, что оградили наш регион, нашу страну от военных действий. Хотя бы путем решения Арцахского вопроса мы сделали все возможное, чтобы наш противник воздержался от решения вопроса военным путем. Я не знаю, сколько это продлится, но уверен, что в какой бы ситуации не находилась наша армия, какие бы вызовы не стояли перед нашей страной, мы готовы защищать нашу страну. В этом смысле мы хотим у себя в тылу чувствовать теплое отношение и поддержку нашего народа, наших родителей, нашего общества.